Здание завода по производству солнечных модулей Генеральный директор Монолитстрой Алексей Палькин Глава Минстроя Чувашии изучает схемы и графики слева направо: Григорий Рапота, Михаил
1 марта Чувашию посетил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота . Его визита, пожалуй, больше всех ждал второй президент Чувашии Михаил Игнатьев : полпред не только чётко озвучил позицию относительно борьбы и информационной войны, развернувшейся в республике с приходом нового главы региона, но и стал первым высокопоставленным федеральным чиновником, который побывал в Чувашии с рабочим визитом за первые полгода существования игнатьевского правительства. При этом Григорий Рапота изучал социально-экономическое положение региона и его перспективы не только по цифрам и докладам чиновников, но и посещая объекты на месте, передаёт корреспондент ИА REGNUM .
Полпред президента РФ в ПФО, официально озвучил две цели визита — знакомство с ходом строительства в Новочебоксарске предприятия по производству солнечных модулей — по его собственным словам, это «новый объект в том смысле, что новые технологии, и у нас в России первый такого рода завод». «Второе. Очень важно, что именно в Чувашии такое производство развивается, потому что ваша республика не облада
37a2
ет какими-то заметными запасами полезных ископаемых, на которые можно безбедно жить. Тут всё делается своими руками, поэтому как эти руки и головы будут работать, от этого зависит благополучие», — продолжил полпред.
Как ранее сообщало ИА REGNUM , проект по производству солнечных модулей, реализуемый на базе ОАО » Химпром «, основан на новейших технологиях, разработанных мировыми лидерами рынка солнечной энергетики — компанией Oerlikon Solar (Швейцария). Для реализации проекта 16 июня 2009 года было создано совместное предприятие РОСНАНО и Группы компаний Ренова — ООО «Нано Солар Технолоджи», которое в настоящее время переименовано в ООО «Хевел». РОСНАНО вносит в уставный капитал 3,7 млрд рублей и предоставляет заемное финансирование в объеме 9,8 млрд рублей, общий объем инвестиций по проекту составит 20,1 млрд рублей. Предполагается, что до 85% продукции будет поставляться на экспорт. Основные рынки сбыта — страны Ближнего Востока и Северной Африки. Запуск технологической линии и первый выпуск продукции намечен на начало 2012 года. Проектная мощность — один миллион модулей в год, что соответствует 135 МВт/год. Выход на проектную мощность запланирован во II квартале 2012 года. В рамках реализации проекта будет создано 300 рабочих мест и еще более 1000 — на смежных.
Генеральный директор ООО «Хевел» Евгений Загородний подробно рассказал о ходе реализации проекта. При этом он отметил, что все работы ведутся «в строгом соответствии с графиком»: по состоянию на 1 марта 2011 года, на строительной площадке завода полностью смонтирован административно-бытовой блок, завершён монтаж внутренних перегородок и фасадного остекления. Завершаются фундаментные работы в главном корпусе, ведётся монтаж металлического каркаса, работы по внешним и внутренним сетям. Высившееся новое здание вполне соответствовало словам генерального директора. Судя по настроению полпреда, Григорий Рапота остался доволен увиденным и выразил желание приехать сюда снова, когда предприятие заработает.
На совещании Новочебоксарск в отчётах и выступлениях чиновников часто назывался не просто городом, а подчёркнуто «моногородом». Этим, помимо уже начатого 20-миллиардного проекта «солнечных батарей», республиканские и городские власти закрепляли информацию о включении Новочебоксарска после «строгого отбора» в федеральную программу поддержки моногородов. «После принятого решения правительства Российской Федерации более чем 800 млн рублей, Григорий Алексеевич (Рапота — ИА REGNUM), наверное, это ещё подтвердит, получено в бюджет данного муниципалитета», — не без гордости обратился к полпреду Михаил Игнатьев на совещании в Новочебоксарске, посвящённого ходу реализации комплексного инвестиционного плана города. «Главное, чтобы Владимир Георгиевич ( Владимир Тимофеев , глава администрации Новочебоксарска — ИА REGNUM) подтвердил», — отшутился Григорий Рапота, пояснив при этом, что порой, «декларируя решение о получении каких-то субсидий, субвенций и т.д.», «потом на месте начнёшь разбираться» — выясняется, что «вопрос ещё не решён». «В данном случае, по-моему, всё решается», — улыбнулся полпред.
Владимир Тимофеев сообщил, что в 2010 году на строительство территории опережающего развития выделено 204,5 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 191 млн рублей, республиканского — 12,5 млн рублей. И следом за Михаилом Игнатьевым от имени всех горожан выразил Григорию Рапоте (и в его лице президенту и правительству страны) «слова глубокой признательности за помощь и поддержку, оказанную моногороду Новочебоксарск в самое трудное время».
Чувашские власти также возлагают большие надежды на Алатырь: в случае включения его в список моногородов он может рассчитывать 408 млн рублей федеральной поддержки. «Сосредоточились на Алатыре», — сообщил глава Минэкономразвития Чувашии Иван Моторин .
На совещании полпред просил озвучивать проблемы, которые «требуют нашего внимания». Он напомнил, в частности, что в Новочебоксарске задолженность по заработной плате превышает 50 млн рублей и поинтересовался, сокращаются ли эти долги. Владимир Тимофеев сослался на то, что долги образовались у строительных организаций, при этом все они находятся сегодня в стадии конкурсного производства, а у «живых предприятий, которые реально в городе работают», таких долгов нет. Григорий Рапота отметил, что в одном из регионов на совещании по проблеме зарплатных долгов «выявилась очень интересная такая закономерность, причём это не первый регион»: «Есть официальные росстатовские данные, а есть ситуация, которую мы получаем с помощью прокуратуры, когда они идут просто на предприятия и выявляют задолженность по заработной плате. Расхождения в пять раз. Понятно, что у прокуратуры эти цифры больше. Я не в порядке укора, это наша общая проблема».
Вообще, тему безработицы Григорий Рапота выделил особо, подчеркнув, что «что-то надо делать с общественным сознанием»: «У нас есть престижная работа и не престижная работа вне зависимости от уровня заработной платы». «Не должно быть непрестижных профессий. Человек, который убирает улицы, это престижная профессия. Человек, который работает в ресторане, это престижная профессия. Но при одном условии: что эта работа качественная», — сказал федеральный чиновник, с сожалением констатировав также, что профессию государственного служащего «уже испачкали так, что кроме как чиновник и бюрократ её не называют». И попросил присутствующих поработать над изменением ситуации.
Поинтересовался полпред и тем, как складывается ситуация с управляющими компаниями. Владимир Тимофеев в числе проблемных назвал управляющую компанию «Новэк» — «к сожалению, её хозяевами являются представители Московской области» и «там проблема по неплатежам за энергоносители»: при собираемости платежей порядка 75-80% долги составляют 110 млн рублей. «И сразу возникает вопрос: а деньги-то где?», — понимающе закивал головой федеральный чиновник. Глава администрации заверил, что «по этому поводу очень плотно работаем со всеми правоохранительными органами, уже и уголовное дело возбуждено», при этом посетовав, что «компания сегодня набралась дорогими юристами».
Сам Владимир Тимофеев главной проблемой назвал городские дороги, которые «лет десять не ремонтировали». На вопрос полпреда о том, чем тут можно помочь, воцарилось лёгкое замешательство. Тут неожиданно отреагировал Михаил Игнатьев, заверив, что при следующем уточнении республиканской казны, «хотя бюджет дефицитный», «будем предусматривать» «определённые инвестиции»: «Если плохие дороги, бизнесмен с деньгами приехал и уехал. Скажет: «Спасибо, до свидания».
Проблема дорог и инфраструктуры — одна из главных для Приволжского федерального округа. Это подчеркнул в своём выступлении Григорий Рапота, отметив, что через ПФО проходят транспортные потоки из восточной и западной части страны: «И от того, как будет работать этот транзит, во многом зависит благополучие округа. Хорошо организованные дороги, федеральные трассы, местные трассы, хорошо организованный водный, железнодорожный, авиационный транспорт — то, что нашему округу даёт второе дыхание, открывает путь к дальнейшему экономическому развитию». Полпред признал, что федеральные трассы М-7 и М-5 «не в очень благополучном состоянии». С дорожной темой взаимосвязаны и вопросы модернизации. Григорий Рапота напомнил, что «кризис высветил чётко и выпукло все наши недостатки, особенно в машиностроении» и «сразу показал, какие предприятия у нас конкурентоспособные, высокотехнологичные — они практически не пострадали во время кризиса, оказались на плаву». Чего не скажешь, к примеру, об «Автовазе», заметил полпред.
В продолжение экономической темы Григорий Рапота также поднял бюджетно-налоговую — вопрос регистрации прав земельной собственности: в ПФО зарегистрировано около половины: «Это значит, что мы недобираем ещё столько налогов же по этому виду. У нас когда летом сгорели дома — в Нижегородской области, в Мордовии — обнаружилось, что многие просто не зарегистрированы. Надо было решать вопрос: задним числом регистрировать».
Были подняты и вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Григорий Рапота особо подчеркнул, что это «огромная задача», «выращивание среднего класса» — «это вообще основа стабильности государства». Он также сообщил, что до приезда в Новочебоксарск встречался с правоохранительными органами, работающими на территории Чувашии: «Я ещё раз просил их и предупредил от чрезмерного прессования бизнеса, особенно когда это носит какой-то заказной характер». О своих достижениях в сфере «бумажной» поддержки бизнеса тут же заявил Владимир Тимофеев, сообщив, что «для бизнесменов», даже вопреки отведённому недельному регламенту, «делаем так, что вечером документы принесли — утром отдаём». Слова чиновника для убедительности подтвердил и один из известных в республике бизнесменов. «Выслушал комплимент с одной стороны с большой надеждой, с другой стороны некоего недоверия по реалиям. Пока, видимо, такого ещё нет», — дипломатично отреагировал полпред, призвав всех стремиться к этому.
Было отмечено, что в Чувашии 82% бизнес-проектов, которые получают государственную поддержку, «имеют положительную динамику». Президент Михаил Игнатьев, обращаясь к бизнес-сообществу, сообщил, что ОАО «Русгидро» «заказало проект на подъём до 68 отметки реки-матушки нашей Волги», «500 млн рублей инвестиций на это выделяют, там проект чуть ли не на 2,5 млрд рублей». Также он отметил, что при содействии полпреда достигнуты договоренности с ОАО » Газпром » о строительстве газопровода на левом берегу Волги. «Поэтому заволжская сторона, те площадки под индивидуальное жилищное строительство, которые выделены, — курортная зона, волжский воздух, зимой, когда снега много, хорошая лыжня, лето, пожалуйста, пляж, культура, отдых, рыбалка — всё это будет в перспективе вообще самым привлекательным местом», — подытожил Михаил Игнатьев.