О том, что Александр Легков готовился к своим триумфальным Олимпийским играм в Сочи по планам этого немецкого специалиста, знали лишь единицы. Официально его наставниками считались Рето Бургермайстер из Швейцарии и помогавшая ему физиотерапевт Изабель Кнауте. И только в 2015-м Маркус Крамер вышел из тени, став официальным тренером сборной команды России с собственной мини-группой, в которой вместе с Александром Легковым начал тренироваться его спарринг-партнер Сергей Турышев. Еще сезон спустя группа Маркуса Крамера стала самой многочисленной в составе российской сборной команды. В ней тренируются уже трое мужчин: к Легкову и Турышеву добавился многократный чемпион мира среди юниоров, участник ванкуверской Олимпиады (8 место) Петр Седов, а также сильнейшие российские лыжницы: Наталья Матвеева, Юлия Чекалёва, Наталья Жукова, Полина Кальсина, Анастасия Седова, Наталья Непряева и Юлия Белорукова.
Естественно, в самом начале этой беседы с Маркусом Крамером мне было интересно узнать, каким образом зародилось его сотрудничество с Александром Легковым и российской командой.
— Это случилось в 2010 году, — рассказывает Маркус Крамер. — Было начало первого лета после Олимпиады в Ванкувере. Я находился дома, в Германии, Александр Легков — с мужской сборной командой России, которую начал тренировать Олег Перевозчиков, в тренировочном лагере в Рамзау. Тогда же Изабель Кнауте начала работать как физиотерапевт с этой группой. Однажды Изабель и Александр между собой переговорили и позвонили мне с вопросом: возможно ли, чтобы я как тренер поработал с Александром?
— Как вы восприняли этот звонок и вопрос?
— О, это стало для меня большим сюрпризом! Они объяснили, что Александр хочет что-то изменить в своей подготовке, оставаясь при этом членом российской сборной команды. Но это очень сложно — готовиться по индивидуальному плану и при этом находиться в основной команде. Я сказал им, что нужно согласовать всё это со спортивным руководством страны: с президентом Федерации лыжных гонок России Еленой Вяльбе и другим начальством… После нашего первого разговора прошло два месяца. И в сентябре меня пригласили приехать в Москву на переговоры. Мы встретились с Еленой Вяльбе в аэропорту, поговорили и решили, что Легков будет ездить на сборы с основной командой, но тренироваться по моему плану. Сначала договорённость была такой. Но позже мы решили всё-таки кое-что изменить.
— И тогда вы задумали создать небольшую группу?
— Да, потому что уже вскоре мы столкнулись с целым рядом проблем. И прежде всего с тем, что места для тренировочных сборов, которые я запланировал для Александра, не совпадали с местами, где тренировалась команда Перевозчикова. И я стал искать парня, который смог бы ездить с Александром на сборы и работать с ним по моему плану. Это было в 2011 году. Я решил поговорить об этом со своим бывшим подопечным из швейцарской сборной команды, который как раз закончил активно тренироваться и выступать — Рето Бургермайстером. Я спросил у Рето, интересно ли ему попробовать себя в такой роли? Поначалу он ответил, что не знает, что ему надо подумать… Но потом всё же согласился. Однако Елена Вяльбе настояла на том, чтобы в группе был не один Легков. Так в эту мини-команду добавили Илью Черноусова, Михаила Девятьярова и Сергея Новикова. И мы начали работать.
— Вы уже знали Рето как тренера?
— Нет. У Рето не было ни тренерского образования, ни диплома, и он ещё никогда не пробовал себя на этом поприще. Он был хорошим спортсменом, членом сборной команды Швейцарии вместе с Дарио Колоньей, и знал, что значит хорошо тренироваться. В то время, когда я его пригласил, он работал в спортивном магазине в Энгадине, был там велосипедным гидом (проводил велотуры по горам).
— Когда начинали работать с Легковым, вы ведь уже знали Александра как спортсмена. Каким было ваше мнение о его кондициях: физических, технических?
— В первый раз я увидел его в 2005 году в Словении на первенстве мира среди молодёжи, когда он тренировался с Юрием Бородавко. Я в то время был тренером молодёжной команды Германии. И тогда сразу отметил для себя: какой сильный парень, особенно физически. Александр был в очень хороших спортивных кондициях! А вот техника его была не очень хороша. Но всё равно было видно, что он силён. Впрочем, так же как и сейчас.
Потом, в 2009 году, я помню его на чемпионате мира. Как раз в то время я был тренером швейцарской команды… И все помнят ту историю, когда Саша шёл лидером в гонке с масс-старта, упал на спуске и финишировал четвёртым…
— Эти падения много лет преследовали Александра: сначала на чемпионатах мира, потом на Олимпиаде в Ванкувере. Это была проблема психологического характера, физическая или что-то ещё? Он ни разу не заезжал в индивидуальных гонках в медали на мировых чемпионатах и Олимпиадах. Финишировал четвёртым и дальше… Почему, как вы думаете?
— К сожалению, проблема Александра в том, что он не может пока на 100 процентов реализовать всю свою физическую силу и мощь в технике. Из-за этого он и не мог выигрывать тогда. Но большой спортсмен должен уметь справляться с проигрышами и идти дальше. У него часто так бывало: очень здорово готов, бежит гонки на очень хорошей позиции, в группе лидеров, но на какое-то мгновение теряет концентрацию и… падает. То же самое случилось и с Колоньей в Ванкувере, когда он финишировал то ли восьмым, то ли девятым… Но это спорт. И надо понимать, что такое может случиться с каждым.
Кроме того, к подобным ситуациям в гонках надо готовиться в тренировочных занятиях. Что касается Александра, то до 2010 года я не знал, как он тренировался: много или мало, слишком коротко или слишком долго, моделировал ли он в тренировках критические ситуации, которые могут происходить в соревнованиях… Поэтому мне сложно сказать, почему он, такой сильный спортсмен, не смог завоевать индивидуальных медалей на крупнейших мировых форумах. Возможно, в Турине он был ещё недостаточно опытным, и это нормально, что он не стал тогда олимпийским чемпионом, а выиграл «золото» Евгений Дементьев.
Но понимал, ждал, что это может случиться в 2014 году. Однако и на сочинской Олимпиаде было человек пятнадцать очень сильных спортсменов, которые тоже могли выиграть. Поэтому работать нужно было так, чтобы удача была на нашей стороне. Чтобы именно Александр стал тем большим везунчиком, чтобы выиграл именно он.
2014, Олимпийские игры в Сочи — триумф российских лыжников на дистанции 50 км свободным стилем. Победитель Александр Легков (в центре), серебряный призер — Максим Вылегжанин (слева) и бронзовый — Илья Черноусов (справа).
— Когда вы начали работать с Легковым, вы посмотрели его спортивный дневник, чтобы узнать, что он делал на тренировках раньше?
— Нет, дневник его я не смотрел, но задавал ему много вопросов: что делал на тренировках, сколько часов в месяц тренировался, как, с какой интенсивностью? И он максимально подробно рассказывал мне об этом. Я спрашивал, что он думает по поводу всех тех тренировок, которые он делал… Для меня было важно, чтобы он сам проанализировал пройденный путь и понял, что было не так.